Из истории пивной атрибутики 2

Бирдекель

Бирдекель

Из истории пивных подставок (бирдекелей)

В 1880 году картонная фабрика и типография владельца Friedrich Horn в Buckau возле Магдебурга впервые выпускает картонные прообразы бирдекелей с разными мотивами.

В 1893 году дрезденец Robert Sputh патентует способ изготовления (Патент N 68499). Это деревянные Holzfilzplatten (древесно — войлочные пластинки) и Faserguß — Untersetzer (литые волокнистые подставки). Диаметр 107 мм, толщина 5 мм. Holzfilzplatten первоначально клали поверх пивной кружки и они были многоразовые: в конце дня кельнеры собирали их и просушивали на крыше.
В 1903 году в баденском городе Murgtal фабрикант Casimir Otto Katz начинает их промышленное производство из древесины пихты, которая имеет длинные нити и хорошо впитывает влагу. Он вначале размалывает древесину в кашеобразную массу, а потом формует изделия.
В 1906 году на бирдекелях появились первые картинки. Наследник Katz Werken Weißenbach применяет технику офсетной печати с шестью цветами и бирдекель становятся рекламной продукцией пивоварен.
С 1930 по 1960 годы бирдекели выпускает Bierteller—Automat (дословно «автомат пивных тарелок). Диаметр 110 мм, толщина 4—8 мм. На 60 годы 20 века пришелся пик коллекционирования бирдекелей.
2003 год празднуется 100 летие бирдекелей в Германии. В год в Германии выпускается 14 миллиардов бирдекелей, это 40% всей мировой бирдекельной продукции. На современных декелях кельнеры нередко отмечают количество выпитых кружек пива. Локальные названия помимо Bierdekel: Filz (Bierfuizl в Баварии, Bierfilzla во Франконии, Bierteller в Швейцарии). Официальный вариант Bierglasuntersetzer, сокращенно BGU, т.е подставка пивного стакана.

Из истории пивных этикеток

Этикетки в Берлине начали появляться примерно в 1880 году. Это были простейшие бумажные ярлычки, которые вначале просто навешивались на бутылки, и только потом очень просто наклеенные стали приклеиваться. Украшена рельефом была обычно сама бутылка, а этикетки служили для того, чтобы либо различать марки пива одной пивоварни, либо просто маркировали через какую фирму оно будет продаваться. Но по мере роста конкуренции пивоварни осознали, что этикетки могут нести и рекламные функции. И вот тогда, произошло около 1900 года этикетки стали очень нарядными.

Из истории пивных сифонов, графинов и кувшинов

Главный рекламный посыл при продаже фасованного пива то, что пивом можно наслаждаться дома, самому наливать сколько хочется выпить и не нужно ходить в пивную.
Сифонами тогда называли вовсе не то, что сегодня в Германии называют Siphon, а емкости именно под давлением, фактически то, что мы сегодня называем кеги. Рекламировались такие сифоны с сжатым углекислым газом обычно под девизом «обслужи себя сам».
Хорошо закупоренные бутылки на 5 и больше литров, точно такие как на старинной рекламной открытке, тогда называлось кувшином – Kanne. Был даже термин Kannenbier – так назвались пиво разлитое в них, которые поставляли клиентам специальные акционерные общества!
С 10 годов 20 века и до начала 30 годов в Германии модно было разливать пиво в стеклянные графины, точно в такие графины какие мы видели на столах в фильмах 30 годов с водой. Обычно пиво разлитое в графин ставилось на нарядно накрытый стол.

В 30 годы 20 века появились стеклянные кувшины, сохранились такие у пивоварен Engelhatd, Schultheiss, это именно то, что сейчас неправильно называют сифонами – большие стеклянные сосуды с керамической крышкой.

Традиция покупать разливное пиво как ни странно жива и сегодня. Некоторые берлинские пивоварни продают Siphons — сифоны со своим логотипом на 2 и на 5 литров которые нужно купить только один раз, а потом их всегда можно наполнить свежим непастеризованным пивом этой же пивоварни. И почти все, за несколькими исключениями заполняют ваши собственные приносные сифоны. Срок хранения такого пива в зависимости от типа намного меньше: примерно 2 недели открытым в холодильнике и максимум 5 недель в холодильнике если оно закрыто. Но в Германии есть еще люди, которые не пьют дома пастеризованное бутылочное пиво!

Ещё по теме

  • Беру выходной Нет, это не я беру выходной, а известная многим сеть магазинов "Царь пиво" меняет название, дизайн и немного даже формат. Именно это событие в пивной культуре (полное название сети […]
  • Конкурс Kings of Brew В начале этой неделе, в Москве прошёл первый профессиональный дегустационный конкурс Kings of Brew. Организовал конкурс журнал RealBrew при поддержке пивоварни Knightberg, Московской […]
  • Пиво специальное — что это? Для начала объяснюсь, почему такое затишье на блоге. Зело крепко заболел. Подхватил какой-то мощный вирус и просто пластом лежал пять дней. Сейчас чуть получше, но до пива ещё далеко. […]
  • В сотый раз о лицензионном пиве О лицензионном пиве сказано уже много, но тема эта всегда остра и холиварна. В свете последних лицензионных новинок тыц и тыц, было предложение сделать отдельный пост и в нём сраться […]
  • Злобный клоун Сегодня побывал на пресс-конференции к Московскому Фестивалю пива. В принципе, мероприятие протокольное и ничего интересного не обещало. Всё как обычно, расскажут о ответственности […]

Обсуждение закрыто.