Почему так 1. Пивгиганты.

Brewmaster

Brewmaster

Давно вынашивал планы написать подобный пост. Тема как говорится злободневная и вопрос до сих пор висит в воздухе — «Почему в России именно такая ситуация с пивом». Или если хотите «Почему наше пиво говно». Ну или «Почему всё пиво у нас одинаково». Короче, какой хотите вопрос на тему российского пива, такой и поставьте.

Понятно, что в одном посте я не смогу ответить на подобные вопросы. Да наверное и нет однозначного ответа на них. Но в целом понять что и как можно. Хотя, как обычно, это моё личное мнение и кто-то может быть с ним не согласен.

Идею этого поста подкинуло в первую очередь моё интервью телеканалу «Эксперт». Во вторую, мой срач на форуме с товарищем из Ульяновска. И последней каплей стала прекрасная статья Юры Катунина на сайте «Бир Культ» о мини-пивоваре из Мексики.

Все их объединяет один рефрен — «большинство российского пива безвкусно и не интересно».

Для начала давайте внесём ясность — большинство, но не всё. Есть и в нашем отечестве пивные пророки замечательное пиво. По этому огульно охаивать всё не будем. И тем не менее, устойчивое мнение, мол российское пиво моча, а вот в Чехии (Германии, Англии, Гондурасе — нужное подставить) пиво ох как замечательно. Так ли это? И да и нет.

Во первых, посредственного и просто фигового пива хватает и в Чехии и в Германии и т.д.. Но учитывая культурные и пивные традиции этих стран, ниже определённого уровня вкус пива скатиться не может. При существующей конкуренции пить его просто не будут.

Тем не менее, большинство производимого в России пива, массового пива, ничуть не уступает ни по качеству ни по вкусу такому же массовому пиву любой страны. Или вы думаете, что бельгийский Jupiler лучше Балтики №7?! Или «Старый мельник» в слепой дегустации проиграет чешскому  «Самсону»? Нет! Большинство потребителей даже разницы не заметят. Увы, это «специфика» массового пива. Чем меньше вкуса, тем проще такое пиво тиражировать.

Вот тут-то разница между нами и Большим Пивным Миром начинается. В 90-х годах, когда российское пивоварение находилось в очень плачевном состоянии (импортное пиво стоило не сильно дороже, оборудование всё старое и т.д.), случился животворящий кризис. Рынок импортного пива схлопнулся и наши пивовары оказались в сильно выигрышным положении, но денег на модернизацию (простите за новомодное слово) по прежнему небыло. Вот тут-то зарождающиеся пивные гиганты в лице InBev, Carlsberg, Heineken и т.д. и подсуетились.

Поняв какие перспективы с их деньгами они имеют на таком рынке, гиганты быстро подмяли под себя большинство сколь-нибудь интересных российских пивзаводов. Провели модернизацию производства, запустили маркетинг по западному образцу и т.д.. Шансов у оставшихся практически не осталось. Или продаться или закрыться.

К этому времени в головах людей прочно засела формула «Наше пиво говно — импортное нектар богов». И на этой волне начался парад уродов лицензионных брендов. Благо к тому времени таможенная пошлина на импортное пиво сделала ввоз импортного пива бесперспективным.

Кто-то начал производить действительно аутентичную продукцию. Но большинство стали просто торговать маркой. Наливать под известной иностранной маркой нечто совершенно не похожее на оригинал. И ничего, пипл схавал. Как апофеоз этого обмана я считаю лицензионный Guinness с «ароматизатором типа Guinness».

И собственно всё. Пивной рынок, какой он есть сейчас достиг равновесия. Все на своих местах. Контроль над рынком имеют всего три-четыре компании. В таком состоянии глупо с точки зрения бизнеса совершать какие-либо резкие телодвижения. Они ни к чему существенному не приведут. Вялотекущая позиционная война. Тут 2-3% отхватили, там 2-3% потеряли.

Остались конечно и независимые производители, которые выжили. Они тоже имеют свою нишу в которой так же неплохо себя чувствуют.

Так в чём же отличие от других стран. Да в общем-то оно не столь существенно. Там тоже пивгиганты правят балом. Но и в процентном и в количественном отношении мелких, независимых производителей там гораздо больше. Вот и видим мы в Чехии, Германии, Бельгии и прочих Туманных Альбионах сотни неизвестных нам марок пива, которые отличаются от попсового евролагера или тоже являясь лагером отличаются вкусом в лучшую сторону.

А что же в этом отношении в России, кроме того, что мини пивоварен в десятки раз меньше? Да вроде есть подвижки. Количество мини и микро пивоварен растёт. А толк? А толку нет. Пиво от мини похоже друг на друга, как и пиво от гигантов. Стандартный набор «Светлое», «Нефильтрованное» и «Тёмное». Иногда пшеничное. И всё в розлив. Никаких тебе экзерсисов типа «с ревенем» или «Двойной Стаут». Ну кто-то сварит имбирное, кто-то с чагой заделает. На большее фантазии не хватает. На самом деле не совсем так.

Фантазии у наших «Кулибиных» ни чуть не меньше, чем у европейских. Но вот не варят эти «Кулибины» пиво. А кто же варит? Варят его бизнесмены. Бизнес это такой — мини-пивоварня.

Как правильно заметили в комментах на «Бир Культе», когда покупают пивоварню, покупают сразу и комплект рецептуры…  Правильно, догадались! В этот комплект входит «Светлое», «Нефильтрованное» и «Тёмное». Много вы экспериментируете в своей микроволновке? Уверен, что нет. Разогревает и хорошо. Так и тут — варится пиво, есть куда продать и чудненько! Прибыль есть? Отлично! Нафига тогда «двойные стауты», «Тыквенные эли» и прочие извращения? Не для того бизнес создаётся.

Тут-то и есть коренное различие между нашим и западным пивным бизнесом. В Европе (да и  Америке), зачастую хозяин пивоварни является и пивоваром, да ещё и не в одном поколении. И для него это не просто бизнес. Это его жизнь, его творчество. Вот и ищут, мечутся в творческом порыве, создавая что-то новое.

Не скажу, что так везде. Нет. Большинство пивоварен варит один и тот же ассортимент на протяжении десяток, если не сотен лет. Но и тут есть нюанс. Эти пивовары вместе со своим консерватизмом в ассортименте не пойдут на удешевление производства ради сиюминутной прибыли. Потому как они не только бизнесмены, но и пивовары.

Вот они основные отличия — у нас пивовар это один человек, а владелец пивоварни — другой. И владельцу часто глубоко фиолетово это пиво. Ему что колбасу выпускать, что мебель делать, что пиво варить. Это просто товар.

Со временем думаю и у нас появятся владельцы-пивовары, которым будет не интересно светлое-нефильтрованное-тёмное. И тогда появятся и портеры и эли и прочее интересное пиво в большом количестве. Когда это произойдёт? Трудно сказать. На данный момент заниматься производством в России, мягко говоря, не очень интересно. А уж тем более творческим.

А когда пивгиганты почувствуют реальную угрозу со стороны мини, тогда и зашевелятся (на то они и гиганты). Как произошло это с «живым» пивом (не к ночи будет помянуто).

Ещё по теме

  • Конкурс Kings of Brew В начале этой неделе, в Москве прошёл первый профессиональный дегустационный конкурс Kings of Brew. Организовал конкурс журнал RealBrew при поддержке пивоварни Knightberg, Московской […]
  • Пиво специальное — что это? Для начала объяснюсь, почему такое затишье на блоге. Зело крепко заболел. Подхватил какой-то мощный вирус и просто пластом лежал пять дней. Сейчас чуть получше, но до пива ещё далеко. […]
  • В сотый раз о лицензионном пиве О лицензионном пиве сказано уже много, но тема эта всегда остра и холиварна. В свете последних лицензионных новинок тыц и тыц, было предложение сделать отдельный пост и в нём сраться […]
  • Злобный клоун Сегодня побывал на пресс-конференции к Московскому Фестивалю пива. В принципе, мероприятие протокольное и ничего интересного не обещало. Всё как обычно, расскажут о ответственности […]
  • Всякая всячина Вот опять накопились заметки которые вроде и надо опубликовать, но с другой стороны ни туда, ни сюда. На отдельный пост не тянут (или лень писать?). Решил их свалить в один […]

10 комментариев на «“Почему так 1. Пивгиганты.”»

  1. Е. Смирнов:

    придется специально вслепую сравнить самсон с балтикой. потому что к самсону я отношусь положительно…

    • Djons:

      Е. Смирнов Ну это я образно конечно. Самсона от Балтики думаю отличишь, вопрос что Балтика в принципе и не хуже (если не знать, что это Балтика).
      Андрейhttp://pivo.borda.ru/?1-0-0-00008947-000-40-0 Начали как обычно с обсуждения статьи Славы Ветелева, а закончили срачем 🙂
      Boojum Не в элях счастье. В Чехии с ними тоже сложновато, но пива хорошего много.

  2. Андрей:

    Александр, а можно ссылку на ваш «срач на форуме с товарищем из Ульяновска» ?

  3. Алексей Онегин:

    Ответ на вопрос «когда» на самом деле очень прост: через несколько поколений. Может, через одно, может, через три. При условии отсутствия серьезных потрясений. Западные пивовары-владельцы тоже ведь не из воздуха появились, это был труд нескольких поколений.

  4. Юрий ORM Катунин:

    А вот и нет. Думаю, изменения будут не за горами. Нет у нас времени на поколения 🙂

  5. Boojum:

    А мне кажется, что причина всему конкуренция… пока народ пьет похмелефф нет смысла варить что то интереснее.. в том же Царь-пиве из 48 сортов ни одного эля и народ доволен по уши.

  6. Boojum:

    Djons, хорошего но все же несколько однообразного … хотя конечно ситуация у них куда лучше.

  7. служивый:

    ребят,на камчатке реально-офигительное пиво!!!и сортов много.а самое главное-они все отличаются.порой даже очень.рекомендую.5 месяцев пивного блаженства…разве что курганское было рньше ничего.да трехгорновское.