Полеты во сне и наяву

27 октября 2010

Наверное, все в нашей стране знают, что в следующем году мы будем отмечать очень важную юбилейную дату — 50 лет со дня полета человека в космос. И по такому случаю пивоваренная компания Efes решила разыграть среди покупателей Efes Pilsner путевку в космос. Признаться, когда летом я увидел акционные бутылки в магазине, отнесся к этой акции с недоверием. Ну как вот так просто организовать такой приз, это же не билет на самолет? Однако, акция завершилась, и компания Efes пригласила журналистов в музей космонавтики на вручение билета счастливчику.

Пресс-конференция прошла еще 2 недели назад, но все не хватало времени сделать подробный отчет, исправляюсь. Приехал я на мероприятие заболевший, да еще и с дальней дороги, но старался все записывать, хотя задать какие-либо вопросы у меня просто не получилось бы. Журналистов собрали довольно много, было много федеральных изданий, несколько телекомпаний, суета с видеокамерами и наглые фотографы постоянно отвлекали, но что делать, такая работа.

Как известно, амбициозные проекты по отправке туристов в суборбитальные полеты есть у двух компаний, разрабатывающих свой способ доставки на орбиту. Это Virgin Galactic и Armadillo Aerospace. Первая выводит на суборбитальную высоту челнок с шестью туристами на борту и пилотом, а вторая запускает одного или двух туристов вертикально на высоту более 100 км в космической капсуле, которая потом приземляется в ту же точку, откуда стартовала.

Первый космический турист полетит на аппарате от Armadillo Aerospace, но в день конференции, то ли по случайному совпадению, то ли по неслучайному, конкурирующая компания Virgin Galactic провела и свою презентацию: днем ранее она успешно запустила в суборбитальный полет свой челнок с шестью испытателями. Отчасти из-за этого факта (а также из-за непрофессионализма сотрудников некоторых телеканалов) во многих репортажах эти события были смешаны.

– «Летом я узнал про конкурс, который организовали к 50-летней годовщине полета Юрия Гагарина, и про главный приз – космический билет. И тогда на авось я отправил около 15 специальных кодов, хотя многие участники прислали их на конкурс около тысячи. И победы, если честно, я не ожидал никак!» – рассказал Евгений Ковалев, выигравший счастливый билет в космос. 32-летний петербуржец трудится таможенным брокером. Но в душе он всегда мечтал совершить путешествие к звездам. И с малых лет взахлеб читал Брэдбери, Берроуза и Булычева. Да и сейчас увлекается научной фантастикой. Звонок из компании EFES с известием о победе в акции застал его на рабочем месте, и коллеги Евгения стали невольными свидетелями его неожиданного триумфа. «А это правда?» – то и дело повторял Евгений и долго не мог поверить в удачу. Как рассказал Евгений, в тот момент, когда ему по телефону сообщили радостную новость, он как раз оформлял машину с фруктами, и услышанное так его потрясло, что он от волнения уронил коробку, фрукты рассыпались по полу. Себя будущий космический турист называет «среднестатистическим россиянином» – он женат, воспитывает 6-летнюю дочь, любит веселые компании и отдых на природе с друзьями, увлекается компьютерными технологиями, болеет за «Зенит» и смотрит гонки «Формулы 1».

Нил Милбурн, вице-президент Armadillo Aerospace, рассказал довольно много о себе и о проекте пилотируемых запусков. Нил родился и жил в Англии, и новость о запуске первого в мире космонавта настолько его потрясла, что семилетним мальчишкой он пытался увидеть спутник в подзорную трубу, но, конечно, разглядеть его так было невозможно. И, конечно, как и многие тогда, он мечтал стать космонавтом, мечтал и приехать в Россию, откуда родом был Юрий Гагарин. Эта мечта захватила его сознание, но собственной космической программы у Англии не было, тогда Нил решил стать военным летчиком, полагая, что это приблизит его к цели. Он переехал в США, где развивалась космическая программа, но не прошел в астронавты по зрению. Тогда он ушел в науку — стал химиком, размышляя о том, что сможет попасть в космос как ученый, но и здесь его ждала неудача. Именно тогда возникла идея — почему бы не дать возможность всем желающим побывать в космосе? И вот, в 2000 году, Джон Кармак, создатель знаменитого DOOM, учреждает компанию Aerospace. Тогда в компании работало всего несколько человек и никто не мог предполагать какой она станет через несколько лет.

Сегодня Armadillo Aerospace — небольшая команда энтузиастов, которые решили сделать космос доступным для всех. Им пренадлежит создание кораблей с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой — в этом им нет равных. Опыт компании был замечен НАСА, которой Armadillo Aerospace продали проект Морфей (возврат на луну, исследование астероидов с помощью роботов), а полтора месяца назад компания получила от НАСА финансирование программы по низкообритальным полетам. Параллельно насовским программам в компании разрабатывают и собственные орбитальные корабли и через два года сможет полететь в космос любой желающий, также как и Евгений. И Нил также станет астронавтом, осуществив свою мечту.

Как будет выглядеть полет? Как и Юрий Гагарин, астронавт будет лежать на кушетке, в течение первых 30 сек будет слышен рев двигателей, затем еще 30 сек — тишина, перегрузки будут расти до 3,5G, затем восстановится тишина, астронавт может расслабиться, отстегнуться и будет находиться в невесомости. Он увидит сверху в иллюминатор голубую землю, а над ним будет космическое пространство. Затем в течение двух минут корабль будет еще находиться в невесомости — в 120 км от земли. Потом поступит приказ пристегнуться и корабль начнет снижение, перегрузки на снижении будут до 5G, затем последует плавный спуск, и на высоте 500 м включатся двигатели посадки, легкий толчок обозначит приземление на посадочную полосу, скорость посадки — 1-2 м/с.

Эта концепция летательного аппарата конкурирует с разрабатываемой параллельно для НАСА Морфеусом. У нее — удобная капсула и хорошая стабильность на испытаниях. В следующем году в Armadillo Aerospace намерены вывести корабли на высоту 200 км для научных исследований и может быть в конце года уже запустят астронавта. Причем Нил намерен провести 5-10 тренировочных полетов самостоятельно прежде чем запустить Евгения и других туристов. Вообще, прежде чем запускать туристов, в компании планируют осуществить порядка 100 пилотируемых запусков с участием сотрудников Armadillo Aerospace. Полет Евгения может состояться уже в конце следующего года, и если не в следующем, то в 2012 году он состоится точно.

Двигатель для капсулы был разработан в компании и успешно прошел испытания. В качестве топлива используется безопасный метанол (спирт) с жидким кислородом в роли окислителя. Есть вариант двигателя и на жидком метане. Всего на капсулу будет установлено 8 двигателей, причем для посадки достаточно будет всего четырех. Но что же произойдет, если откажут и остальные? Сработает система безопасности — на высоте 1,5 км будет выпущен парашют, на котором и приземлится аппарат. Вообще Нил сказал, что ни за что не полезет в аппарат, если не будет уверен в стопроцентной его безопасности. Охотно верю.

Virgin Galactic – серъезный конкурент для компании Нила, по его словам оба проекта находятся в дружественных отношениях, но, конечно, соревнуются и конкурируют между собой. Рынок туристических суборбитальных полетов только формируется, он настолько широк, что может вместить в себя и более двух компаний. Нил посчитал, что запуск семиместного челнока с самолета слишком сильно удорожает проект. Это видно и по декларируемым ценам: 250 и 100 тыс. долларов за билет от Virgin Galactic и Armadillo Aerospace соответственно. Плюс к этому, в полете на вертикально взлетающей капсуле можно получить впечатления, похожие на впечатления первого космонавта, это тоже повлияло на выбор технологии. К слову, каждая из компаний уже продала около 200 билетов первым астронавтам-туристам со всего мира.

Интересно было послушать и космонавта Александра Лазуткина. Он помнит то время, когда появился первый космический турист — Тито. В то время Александр Иванович думал, что дело это хорошее, и деньги на космос добываются, и польза в научном плане есть. Но когда поток туристов стал регулярным — его мнение изменилось. Туристы платили большие деньги и их ставили в пиоритет в полетах, а штатных космонавтов снимали. Конечно, это были люди, которые летели в космос не только посмотреть на землю, они притягивали с собой научные программы, были образованными и интересными, но «график полетов» штатных космонавтов перекраивался. Теперь же есть возможность людям, желающим побывать в космосе, оторваться от профессионализма. Второй довод «за» суборбитальные полеты звучал так: космическая техника разрабатывается долго, и когда появляется компания, которая рвется в космос, прогресс в этой области серьезно ускорится. На вопрос из зала, какие самые яркие впечатления Александр Иванович получил, когда сам был на орбите, он отметил вид Земли из космоса — «Это непередаваемо. Если бы с развитием таких полетов удалось запустить всех президентов в космос, и они увидели бы землю, они бы изменились в лучшую сторону, жить на планете стало бы лучше». Тут же из зала пришел ответ — «Ага, только заправить эти аппараты с президентами нужно топливом в одну сторону».

Наконец, разговор зашел и про пиво. Александр Иванович отметил, что если Евгений до запуска будет пить пива очень много — не полетит точно. Ведь не зря на этикетках есть приписка — чрезмерное употребление пива вредит здоровью. Но разумное не станет проблемой. Рассказал он и про алкоголь на борту космического аппарата. При длительных полетах (а Россия уже 40 лет практикует такие), в начале в рационе космонавтов был коньяк, затем его заменили на настойку элеутерококка (в аптеке маленькие — на борту большие пузырьки), этот алкоголь употребляли чтобы стимулировать нервную систему. И, конечно, космонавты употребляли, только с разрешения министерства здравоохранения, было разрешено употребление небольшого количества алкоголя для нейтрализации последствий вредной атимосферы на станции. А вообще, любые крайности — даже употребление воды —приведет к негативным последствиям. Надо жить с чувством меры. Против курения надо бороться обязательно, но какой Новый Год без шампанского? Евгений придерживается таких же взглядов и употребляет пиво без фанатизма, в рамках, до запуска и вовсе хочет укрепить здоровье в тренажерном зале, а пиво будет после.

В заключение хочу сказать пару слов о нашем непрофессиональном телевидении. Ну я понимаю, что о спонсоре награды — пивоваренной компании в свете антиалкогольной кампании говорить нельзя, можно лишь стыдливо и фальшиво произнести «выиграл в лотерею». Но зачем путать одно с другим? Пятый канал показывает Virgin, вставляя интервью Лазуткина об Armadillo, да и вообще — ни одного видео, ни одного фото этого проекта, лажа и непрофессионализм. А зрители жрут. ТВЦ Сергея Костенко — главу российского агенства Space Adventures, занимающемся отправкой туристов в космос, обозвали главой американской фирмы, в этом ролике, говоря о лотерее, комментатор чуть не подавился. НТВ, как обычно, в своем амплуа. В принципе репортаж неплохой, если не обращать внимание на «бутылку жидкости» и «топливо — жидкий кислород», в школе не учились, понимаю. Но фраза ведущих в конце просто убила. Только Дождь Live сделало адекватный и профессиональный видеорепортаж, других таких я не нашел.

Ещё по теме

  • Сгущенное пиво Что же такое высокоплотное пивоварение? Почему у некоторых пивоваров это словосочетание вызывает стойкое раздражение? Давайте разберемся. Саша уже не раз писал в блоге про эту технологию, […]
  • EFES — второе пришествие Второе пришествие, это не пришествие EFES`а, а моя вторая экскурсия на пивоварню. Первая состоялась аж 28 января 2008 года в компании с коллекционерами пивной атрибутики. С тех пор, я […]
  • Řezák Вечером решил взять финальный аккорд в деле монтажа детского спортивного уголка для наследника. "Аккорд" рассчитывал минут на тридцать, но коварные разработчики этого сооружения […]
  • Marmara kirrmizi и Gusta Перенесёмся из жаркой донской станицы в не менее жаркую Турцию. Для большинства из нас пиво в Турции ассоциируется исключительно с Efes. На самом деле в последнее время в Турции появилось […]
  • О, тёмненькое пошло! Ну наконец-то! Голос разума достучался до коллективного бессознания сознания пивных гигантов! В продажу робко, но надеюсь в дальнейшем более широким потоком стало поступать тёмное пиво! […]

8 комментариев на «“Полеты во сне и наяву”»

  1. Сулима Павел:

    Повезло мужику!! я тоже бы так хотел! 🙂

  2. Yuuuran:

    А что вы нас зрителей так поносите.Я вот вообще до вашей статьи не знал, что есть еще проект вертикального запуска. Я думаю что процентам 95 зрителей глубоко насрать на каком топливе летают современные ракеты.А кому это интересно, то можно открыть википедию и прочитать, как это устроено. Также(лично мне) не менее насрать на каком именно летательном аппарате полетит победитель данного конкурса. Когда он вернется от туда целый и невредимый, тогда и будем гордиться достижениями звездно-полосатых технологий.
    PS: Вот когда человек сможет слетать на Марс или построить обитаемую станцию(
    в вашем случае пивзавод) на Луне-это будет достижение, а это все фуфло.

  3. LaBeerint:

    То что вам насрать на что-то это ваша личная позиция, а информация должна быть достоверной. Мне, например, не нравится, когда мне из ящика врут. И зрителей я не поношу, я описал отношение телекомпаний к ним. Я считаю, что они должны давать достоверную информацию. И вы сами, между прочим, зрителей поносите, я утверждаю, что половина из них знают, что кислород — это окислитель, а не топливо, ибо он не горит, это учат в школе все.

    Если вы за то, чтобы телекомпании выпускали в эфир такое фуфло, это, конечно, ваше дело, думаю очень многие с вами не согласятся.

  4. LaBeerint:

    Это абсолютно из той же оперы, что в пиво спирт добавляют, что от него мужчины в женщин превращаются и т.п. К таким передачам вы тоже относитесь замечательно? Потому что вам насрать из чего действительно сделано пиво и насрать что журналисты врут?

  5. Yuuuran:

    Вячеслав!

    Вы меня извините за грубость! Мне тоже вранье не нравится но жизнь показывает, что журналисты в подавляющем большинстве- профессиональные дилетанты. И когда они пишут и говорят о научных вещах, начиная с пива и заканчивая полетами в космос, то видеть и слышать это просто грустно. Но с другой стороны из того же самого ящика я видел в этом году молодых людей, которые учатся в техническом вузе и не могли сформулировать 2 зак. Ньютона, то понимаешь, что им на все пофиг, включая пиво, кроме себя любимых.А горит кислород или нет, уж точно вам внятно не ответят гораздо больше половиня стран СНГ и Балтиии….

  6. LaBeerint:

    К счастью или к сожалению меня учили так: не знаешь — изучи вопрос сам, найди информацию, факты, проверь их и только потом пиши. Видеть такой низкий уровень поделок федеральных каналов — тошно. Похоже, остались там лишь дилетанты, умеющие транслировать пресс-релизы и ролики кремлевские, другого уже не умеют. Печально.

    Мне на самом деле непонятно — вот сидят люди на конференции, пишут видео, записывают на диктофоны, а потом — раз, и выдают нагора туфту, в лучшем случае сухую информацию из пресс-релиза. Зачем тогда вообще там появляться? Получили готовый текст по почте — сделали новость.

  7. LaBeerint:

    А если по статье — довольно очково будет на такой капсуле подниматься, эту мысль даже Лазуткин озвучил. Тем более, если будет один астронавт. Но планируют, вроде, запускать поначалу с одним пилотом (то есть по два человека сразу). А в целом думаю, все у них получится. Старт, приземление уже отработано — видео на ютубе есть, система модульная, можно построить и большой аппарат без проблем, двигатели — показали хорошие результаты. главное теперь в разработке самой капсулы, систем безопасности — вот где придется провести множество испытаний. Очень смелые ребята. А вот за российский проект Клиппер, загнувшийся в непонятном состоянии, обидно.

  8. Yuuuran:

    Добрый день!
    Так как событие это было 2 нед. назад, а я на прошлой еще неделе в газете читал, что наш космонавт(значит это был Лазуткин) высказал сомнение в успехе этой затеи. Но опятьтаки ни слова про то, что это проект вертикального старта. Я повторюсь, что об этом проекте узнал, только из вашей интересной статьи. Спасибо!
    ps: Вот так читаешь вроде бы про пиво, а узнаёшь столько всего нового.