Главная страница » О качестве и вкусе российского пива

О качестве и вкусе российского пива

по Djons

Пивной чувакНеоднократно в коментах поднимался вопрос, точней не вопрос, а утверждение некоторых людей, что пиво де, в России не качественное. Мол в Герамнии, это да! И в Чехии пиво! А у нас так… моча молодого поросёнка. Давайте отделим пиво от рекламы и домыслов и разберём, что такое “качественное пиво”.

Я бы сформулировал это так – пиво, как и любой другой продукт, можно считать качественным, если при его изготовлении соблюдалась технология и использовались только присущие для этого продукта ингридиенты, без заменителей и химических добавок. Ну как то так :).

Исходя из этого могу однозначно заявить, что пиво у нас качественное! Но есть нюанс. Качество и вкус разные вещи. А с этим гораздо хуже. Ведь болшая часть пивного рынка занята пивными гигантами. Которые отнють не стремятся производить интересное и вкусное пиво. Оно и понятно. Чем больше компания, тем больше играет роль цифра, отчётность.

Как и любой бизнес, пивоварение существует в первую очередь для получения прибыли. И если небольшие компании могут позволить себе совмещать получение прибыли и пивоварение как искуство, то крупные нет. Потому что, в мелких компаниях управление и капитал сосредоточены в руках одного или нескольких людей, которые зачастую являются фанатами своего дела, то в крупных капитал размыт между акционерами, как физическими, так и юридическими. А их основное желание (вполне законное), получить прибыль на свои вложенные деньги. И им до сиреневой звезды вкус пива, если оно продаётся. И не одобрят они лишних (по их мнению) издержек на получение вкусного пива, если хорошо продаётся то, что есть. Что сделали крупные компании купив часть бизнеса у Пьера Целиса? Правильно, стали минимизировать издержки. Удешевлять производство.

Удешевлять, не значит делать некачественный продукт. Нет! Боже упаси, если компанию в этом обвинят. Но местный американский хмель разве не является хмелем по сравнению с жатецким? Нет, это тоже хмель. Пусть менее ароматный, но хмель же. Он дешевле. Но название хмеля и его цену не пишут на этикетке, так что можно заменить.

Примерно это и происходит у нас. У-де-шев-ле-ние! Последний финт “Балтики”, когда на всей её линейке плотность была снижена на 1%. Но качество не пострадало. Всё так же контроль за водоподготовкой, за производственным процессом, за санитарией. Но ведь пиво то по сути стало другим, хотя название не изменилось.

Посему трудно ожидать от пивных гигантов хорошего, в понимании истинных любителей, пива. Их пиво качественное но не вкусное. И если есть что то хорошего в их ассортимете (а оно есть, честно скажу), то оно в дальнейшем будет деградировать. Гиннесс тому пример.

Но качество всегда будет хорошим. Маргарин тоже качественный продукт, но в сравнении со сливочным маслом, как то не катит. Сходите на экскурсию на любой современный пивзавод. Вы увидите, что чистота там идеальная, всё сверкает. И главное людей почти нет. Всё автоматизировано.

Но почему раньше пиво хранилось 5-7 дней, а теперь год? Раньше был более “настоящий” продукт а теперь химия? Нет, нет и нет! У многих региональных заводов пиво по прежнему хранится максимум месяц. А почему? Потому что оборудование старое. Не могут они на нём ни фильтровать как следует, ни должный уровень санитрарии обеспечить, т.к. оно изношено уже. Банально, трубы проржавели. Про пастеризацию я вообще молчу. Не по карману это им. Так, что это минус а не плюс, но иногда преподносится как достоинство пива.

Так почему же наши туристы с удовольствием пьют в Чехии “Гамбринус” и “Праздрой”, в Германии “Holsten” и т.д. при этом утверждая, что в России пиво гораздо хуже. Это скорей психологический момент. Люди едут в Чехию и Германию с готовой установкой, что там пиво лучше. Даже если пьют обычные евролагеры, всё равно считают что они лучше.

Неужели чешское и немецкое пиво такое же как и у нас? Нет конечно! Но дело в том, как развивалось пивоварение в последние лет 20-30 у нас и у них.

У них. Даже в коммунистических странах восточной европы, пивные традиции не были утрачены и пивоварению уделялось должное внимание. В результате чего сложились определённые предпочтения и традиции (хотя нет, традиции и так были столетнии), как в потреблении, так и в производстве пива. И образование, либо приход на рынок пивгигантов с их стандартизированным усреднённым евролагером, не смогло кардинально повлиять на это. Вкусное пиво осталось и пользуется спросом.

У нас. Задавленная при коммунистах и добитая в Горбачёвской борьбе с зелёным змием, пивоваренная отрасль к началу 90-х была на самом издыхании. Оборудование на многих заводах стояло или довоенное или трофейное (как в Хамовниках на пример). Дефицит качественного (тут именно качественного пива, которое можно без опаски пить) был весьма большим. И тут на рынке появилась “Балтика”! На фоне тогдашнего пива “Балтика” действиельно была замечательным пивом. Отсюда и очередной миф про то, что “вот раньше Балтика была вещь!”. Нет это на фоне всего остального она была “вещь”. А когда пришли пивгиганты, тут уж вообще у наших производителей не было почти никаких шансов.

Умножая всё это на то, что в сознании экс-советских людей крепко заселоа аксиома “наше пиво говно, импортное супер”, пивгиганты без труда захватили рынок. Скупили все боле-менее не развалившиеся заводы и полностью захватили рынок. Который и заполонили своей качественной но безвкусной продукцией.

На этом пиве уже выросло целое поколение, которое не представляет себе, что пиво должно иметь вкус. Что в пиве должен быть хмель. Что “не горькое пиво” это недостаток а не достоинство. И т.д.. производители сформировали рынок под себя.

Это как с жвачками получилось. Кто из 70-х помнит, что было такое увлечение – коллекционировать фантики от жвачек. Теперь такого нет. Потому что рынок монополизирован двумя компаниями. И компании эти выпускают то, что им нужно. Говоря вам, что жвачка без сахара это полезно. А на самом деле, сахарозаменитель просто дешевле. И что банка с 50 жвачками это удобней. А на самом деле это экономия на упаковке. И т.д.

Так и с пивом. Практически монополизировав рынок, три пивных компании, InBev, BBH (теперь Carlsberg) и Heineken, ну может ещё SabMiller, диктуют потребителю что ему пить. Снижая издержки продвигают на рынок “лёгкое” пиво. Какой уж тут вкус?! Одно только качество.

Но к счастью есть ещё мини пивоварни и небольшие независимые производители, там и ищите вкусное пиво. И оно там есть. И может поспоорить с немцами и чехами.

32 комментария

Eugeny 3 июля 2008 - 10:11

Djons, если я не ошибаюсь – то именно я в комментариях постоянно ругал и буду ругать наше пиво :) Поясню, что я имел в виду под некачественным пивом – это то пиво, которое производится по упрощенной технологии и с различными добавками типа риса и т.д., что применяются именно для удешевления производства.
К сожалению, наши заводы-гиганты зачастую применяют эти добавки, тем самым заметно ухудшая вкус пива. И лично я считаю это некачественным продуктом. Возможно, это субъективное впечатление :)

Был я на заводах в Чехии и Германии, на наших, к сожалению, экскурсий не проводят :) Хотя до той же Балтики мне ехать минут 15, наверное…
Так вот, оборудование на чешских и немецких пивоварнях разное, на крупных заводах – весьма современное и технологически продвинутое, на более мелких – попроще, но тоже на неплохом уровне. И вот парадокс – большинство сортов пива, предназначенных для местного рынка, имеют срок годности 1-2 месяца. По крайней мере, в Чехии это точно так. Неужели это только от оборудования зависит? Или все же от технологии производства?

Мне кажется, что добавление консервантов и пастеризация заметно ухудшает вкус пива, поэтому европейские заводы стараются не прибегать к этим мерам сверх необходимости, тогда как наши совершенно не стесняются увеличивать срок годности таким образом. Вот и имеем в итоге пастеризованное пиво, приготовленное по упрощенной технологии, с добавками типа риса и мальтозы, к тому же еще и с консервантами. Тут надо еще умудриться сделать что-то вкусное :)

И еще один штришок – может, я слишком субъективно это воспринимаю, но мне кажется, что большинство нашего пива слишком уж перенасыщено углекислым газом. Естественно, газация эта искуственная, т.к. упрощенная технология не дает пиву достаточно выстояться, чтобы насытиться газом от собственного брожения.
И это тоже придает своеобразный вкус пиву, на мой взгляд, заметно ухудшающий его качество.

Естественно, этим грешат не только наши производители, большинство мировых производителей делает точно такое же пиво. В итоге у массового продукта и вкус массовый.

Кстати, если уж говорить о совсем невкусном пиве, то в моем рейтинге первое место занимает американские Bud и Miller – с пивом эти напитки имеют очень мало общего.

LaBEERint 3 июля 2008 - 11:19

Да, в статье правда. Выделил бы один важный аспект – пока народ хавает – будут варить пивной напиток. Хотя тестирования потребительского спроса сейчас периодически проходят. Примеры – Старый мельник из бочонка (на фоне евролагеров – хоть что-то) и радует, что объемы этой марки у эфеса резко выросли. Другой более показательный пример – Кальтенберг. Версия Пилс в бутылке – приятное, освежающее, хорошо охмеленное пиво. И что? Народ распробовал, теперь весь Кальтенберг в магазинах выметают (это при цене в 36 рублей). Я уже две недели не могу купить – грят заказываем, а на заводе нет – все моментально распродается. Так что будем посмотреть – Очаково может идти на такие эксперименты и я лично желаю Кочетову суперуспехов, ведь он-то как раз не только бизнесмен, но и фанат своего дела.

Что касается Чехии – нет, там на бутылках местного пива тоже 6 мес или год срок хранения, поверьте, статистика у меня большая – как только покупаю бутылку – сразу изучаю текст на этикетке ;). Дело не в этом. Дело в том, что наше слабоохмеленное, водянистое пиво там просто не будут покупать. И даже крупные холдинги это прекрасно понимают.

Теперь о несоложенке – не совсем согласен, что добавляют ее только для удешевления производства. Иногда встречаются весьма неплохие сорта пива с добавлением риса или кукурузы, но действительно – случаи редкие. Я, например, пил некоторые китайские сорта с весьма интересным вкусом, а китайцы без риса пиво вообще не варят ;)

Djons 3 июля 2008 - 12:06

Eugeny – несоложёнка применяется повсеместно. Большей частью конечно для удешевления производства. Но и винить её в плохом качестве пива тоже не стоит, LaBEERint прав и с рисом и пр. есть вполне неплохие марки.
На наши заводы экскурсии проводят. И Балтика и Очаково.
И вообще, я писал о пиве пивгигантов. Тоесть массовом пиве. Кстати, консерванты в пиво не добавляют. Ну разьве что аскорбинку (и чехи этим грешат). А пастеризация, как сказала директор Сыктывкарпиво -“пастеризация, это исправление ошибок пивовара”. Срок хранения конечно и в чехии есть 6 месяцев. Только это на небольших заводах. Праздрой, Гамбринус, Крушовице, Старопрамен и т.д. Всё как у всех.
Что касаемо хмеля. Не секрет, что пивовары (крупные опять же), подгоняют вкус пива под локальный рынок. И одна и таже марка в разных странах может различаться по вкусу. В том числе и по хмелю. Моё мнение, что вкус не хмелевого, пустого пива пивит в нашей стране может и не специально, но уж точно в связи с более дешёвым производством (когда хмеля меньше). Очаково же и Принц Люитпольд это не крупные, а средние производители. Причём оба независимые. Принц то он вообще сам может решать какое пиво варить. Упрощённо говорю, но на биржу уж он точно не оглядывается. Ему репутация гораздо важней, чем повышение прибыли на 0,1% за отчётный период.

mihawin 3 июля 2008 - 19:34

я вот хотел спросить. Пробовал ли ты отличное пиво “Чепецкое премиум” от Глазовского завода? Отличное светлое пиво, особенно когда ему и недели нет. Меломаны у нас сметают завоз за день!

Djons 3 июля 2008 - 21:22

Нет, не пробовал. В Москве его не встречал.

Слава444 4 июля 2008 - 8:31

Вообще все это попахивает заговором и неплохо было бы вмешаться ФАС. Пиво «российских» пив гигантов заметно испортилось на рубеже середины 2000. А чем в это время занимались эти компании? Выстраивали дистрибуцию. Балтика помниться в 2005 вообще падение производства показала. Но теперь у них все в порядке.

Наверняка какой-нибудь Иван Иваныч или Ашот Аракелович не против поставить в своем маленьком магазинчике или шашлычной неплохое пиво не столь раскрученного брэнда. Однако когда они обратятся к своему поставщику он им ничего предложить кроме пив гигантов не сможет…

Djons 4 июля 2008 - 9:07

Верно, но кроме того
1.Иван Иванычу и Ашот Аракеловичу наплевать какое пиво будет.
2. Мелкий производитель кроме пива особо предложить ничего не может, а крупный и посуду, и зонтики, и столы со стульями, и вообще может денег на прямую отвалить.

А ФАС… чего тут им разбирать. Компаний работает не одна, конкуренция есть и высокая. Всё законно.

Я 5 июля 2008 - 22:58

“Так почему же наши туристы с удовольствием пьют в Чехии “Гамбринус” и “Праздрой”, в Германии “Holsten” и т.д.”
-1
Дальше не читал. А в целом до этого неплохо.

Djons 5 июля 2008 - 23:43

Ну так прочитай.

sladkovm 22 июля 2008 - 0:48

Если говорить об отечественных евролагерах, то с теорией о том, что их вытесняют зарубежные имена склонен согласиться, но тут причастна и глобализация. А то, что кроме лагеров и пить то больше нечего, так в этом и потребитель виноват (тут опять должен согласиться с постом о “Пиве в интернете”), хотя сердцу не прикажешь. Вот в Голландии, например: Бельгийское пиво в изобилии, а все равно пьют свой лагер, не Хайникен конечно, но и Бранду нет смысла тягаться с Маредсу, Вестмалле и т.д., но если под футбол, то и сам покупаю ящичек.

Djons 22 июля 2008 - 8:39

Массовый продукт на то и массовый продукт, что он дёшев и сердит. Тут ещё немаловажен вопрос цены. Евролагеры всегда будут дешевле, за счёт огромного объёма производства. Да, потребитель “виноват”. Большинству людей до фонаря, какое пиво пить. “Выбирают сердцем”, тоесть рекламой. А вкус тут дело второстепенное. Увы, таково современное общество :(

Михаил 10 августа 2008 - 13:06

Отличная статья, согласен на 100%.
Почитал остальные статьи на сайте, автору – респект. Сразу видно, что человек “в теме”. Удачи и больше хороших сортов пива на жизненном пути!

Елена 6 октября 2008 - 13:34

Только приехала с Чехии, испробовала местного пива и нашего производителя больше не хочу. Буду конечно искать ароматное и вкусное, но предпочтение отдаю импортному. Не подскажете, кажется у нас Велкопоповицкий Козел отличается от чешского? Еле заметно, но вкусы немного разные..

Елена.

Djons 6 октября 2008 - 14:03

Елена. Озвучивал многократно, может не нашли на блоге. Нельзя однозначно охаивать отечественное пиво. Есть и у нас прекрасные марки.
Что касаемо Козела. Смотрите тут https://www.beerbottle.ru/archives/469
Разница действительно есть, но очень и очень не значительная.

Елена 6 октября 2008 - 14:15

Спасибо за ответ, буду читать советы с сайта и пробовать, находить вкусы отечественного пива. Подскажите, а Кальтенберг и правда в продаже в малом количестве? Так быстро раскупают?

Елена 6 октября 2008 - 14:25

Кстати, Козел здесь я пила не калужский, а чешский экспортный, но с их разливным отличие все же есть.

Djons 6 октября 2008 - 14:31

Кальтенберг… в обычном количестве. Вроде часто встречается. На медни, даже в Ашане брал.
На счёт Козела. Любое пиво бутылочное и разливное отличаются немного. В первую очередь из-за газации. Во вторую очередь из-за условий хранения.

Елена 6 октября 2008 - 14:47

а семь пуль – кто производитель? есть у Вас ссылка?
Спасибо за ответы, читаем с друзьями:)

Djons 6 октября 2008 - 14:55

Бенешов варит. http://www.pivovarferdinand.cz

Михаил 17 ноября 2008 - 1:01

Я в России пью пиво только малых пивоварен, разливное! (5ый океан свежее, новгородские, мурманские сорта).

Из всего промышленного русского пива употребляю Балтику 8ку (когда нет денег совсем))), Старый Мельник в бочонке, да Хайникек……
Все остальное, пить как то и не хочется. Все одинаковое…

Djons 17 ноября 2008 - 12:14

Ну 5-ый океан мне как-то не очень. Цена-вкус не оправданные. В нём больше понтов типа “прямо из танка дображивания…”, чем вкуса. Вкус обычный “минипивоварский”.

MikaRusso 20 ноября 2008 - 22:02

@Вкус обычный “минипивоварский”@
Djons, когда на полкак евролагер, и совсем нет вкусных сортов, когда “Моретти” по 140, и прочий бред берет успех, …..то 5-ый Окиян совсем кстати)))

Djons 20 ноября 2008 - 22:10

Не согласен. “5 океан”, он что, бюджетное пиво? Или вкус какой особый? Беда в том, что мини пивоварни тоже достаточно шаблонное пиво варят. И кроме как на слово “живое” ни на что не хотят ставить. Вкус у них более дрожжевой и может чуть полный. Но ни о нормальном хмеле ни тем более о каком то интересном вкусе речи нет! Копчёное выпустит кто-то и то радость!

MikaRusso 26 ноября 2008 - 20:15

Это для опытного пиволюбителя там нет интересного вкуса)))) А для начинающих отходить от стандартного евролагера – в самый раз! :)))
Это первые шаги, нужно же с чего-то начинать)

Djons 26 ноября 2008 - 20:42

Согласен. Начинать надо :) Но не то, что-бы там вкуса нет. Он есть, но к сожалению тоже достаточно шаблонный, минипивоварский.

fighter125 13 февраля 2009 - 17:04

Честно говоря, самое вкусное пиво – это Zum Schlussel из дюссельдорфа. После него разницы между остальным немецким пивом и нашим практически нет. это как сравнивать на вкус два вида говна после мёда и искать между ними отличия….

ЗЫ: испробовав в ганновере все местные сорта, мы остановились на каком-то китайском, оно было там самым вкусным….

Djons 13 февраля 2009 - 17:23

fighter125 – честно говоря, не умаляя вкус Zum Schlussel скажу, что в Германии ещё несколько тысяч марок пива. Нельзя найти самое-самое-самое пиво. Кому-то оно может тоже не понравится. Вкус дело такое… И уж тем более противопоставлять одну марку всем остальным пивам производимым в стране не правильно.

Димон 10 сентября 2009 - 12:03

Можно долго говорить о качестве российского пива, но факт: выпил балтиковского пойла – изжога, выпил туже Пражечку – все ок.

Михаил 7 ноября 2009 - 1:28

Благодарю, что просветили. Никогда бы не подумал :)

Илья 21 апреля 2010 - 23:48

ребят вкусное пиво василиостровское
непастеризованное

Djons 22 апреля 2010 - 9:37

Сильно не уверен https://www.beerbottle.ru/archives/1556 Хотя может на месте и вкусно.

Inhaler 10 июля 2011 - 1:04

Илья
Я в питере пробовал василеостровское пару раз и все разы оно было одинаковое, а это уже большой плюс кстати. Правда имхо, среди непастеризованного оно далеко не лучшее.

Комментарии закрыты

Вам может понравиться