Главная страница » Прогулки по Минску. Аливария.

Прогулки по Минску. Аливария.

by Djons

Пивзавод Аливария

Пивзавод Аливария

Свои впечатления о Белоруссии, белорусском пиве и вообще о поездке, я буду излагать не последовательно. В первой части “прогулок” расскажу только о пивзаводе “Аливария” с которым уже третий год работаю, но на котором так ни разу и не был.

Поездка в Минск объединила как коммерческие интересы, так и пиволюбские. Одно другому не помешало. И так, в десять утра я был у завода “Аливария”.

Завод, своими старинными зданиями, сразу навеял воспоминания об усопшем заводе “Хамовники”. Те же узенькие улочки вокруг, те же кирпичные здания завода.

Звоню. Оказывается, вход с другой стороны, со стороны бизнес-центра. Там же, в бизнес-центре располагается и офис “Аливарии”.

Раньше здесь был бар. Скоро откроется музей.

Раньше здесь был бар. Скоро откроется музей.

Встречает меня на проходной Алеся Заяц – специалиста по маркетингу. Пока суть да дело, меня передают в руки Надежды Михайловны. Надежда Михайловна, в прошлом главный технолог завода, а теперь она трудится над открытием первого в Белоруссии музея пива. Точнее музея пивного завода “Аливария”. И кто как не она сможет лучше всех провести экскурсию по заводу.

Надежда Михайловна сразу напомнила мне, широко известную в кругах пивных энтузиастов – Галину Всеволодовну Кляровскую (хранительницу музея на “Степане Разине”). Такой же энтузиаст, историк и человек влюблённый в своё дело.

Идём разными “потайными” тропами. На лестнице развешаны копии документов относящихся к заводу. Скоро они перекочуют в музей.

Завод основан в 1864 году мещанкой Рохлей Фрумкиной. судя по всему, она и до этого “баловалась” домашним пивоварением. Но потом решила поставить всё это на коммерческие рельсы.

После её смерти, наследники стали делить имущество. И тут первый раз завод чудесным образом оказывается спасён. Суд признал эту часть наследства неделимой. То есть – владейте господа Фрумкины им вместе, а не продавайте по кускам.

Завод быстро развивался. Объём производства по статистической ведомости  уже в 1887 году составил 80 000 вёдер. На заводе работали 14 человек. Хмеля было использовано 150 пудов.

К 1893 году производство достигает 85 000 вёдер. Модернизируется. И… И тут он продан графу Чапскому, тогдашнему Городскому главе. При всём уважении к Чапскому, как к реформатору и вообще прогрессивному человеку, сдаётся мне, что это был обычный рейдерский захват. Фрумкиным было сделано предложение от которого они не смогли отказаться.

Развивающийся и вполне успешный завод продан за долги в 32 000 рублей серебром. Причём есть и выписка из уголовного дела, в котором владельцы завода обвиняются в неких нарушениях при производстве пива и на них накладывается штраф.

32 т.руб. сумма конечно не малая, но думаю не астрономическая для завода и уж тем более для еврейской общины. Если бы Фрумкины захотели думаю смогли бы достать эти деньги. Но то ли из-за гонений на евреев в конце XIX века, то ли действительно были уличены в каком-то “бодяженье”, но завод граф у них попятил.

Чердак завода. Старинные стропила и герб Чапских

Чердак завода. Старинные стропила и герб Чапских

В отличии от современных олигархов, после покупки дал ему новый толчок в развитии. Поставил паровой двигатель, возвёл новое кирпичное здание “ледника” и даже проложил ответвление от имеющейся линии конки для доставки пива по городу.

В 1898 гду уже сам граф впадает в немилость и завод продают братьям Леккертам. Тогда впервые и появляется знаменитый орёл с бочкой, эмблема, которая красуется и на современных бутылках.

Бочки с орлом Леккертов и гравюра современные. Для антуража.

Бочки с орлом Леккертов и гравюра современные. Для антуража.

После революции в 1919 году завод национализируется. В середине 20-х годов, после некоего “исследования” выносится вердикт – завод закрыть, т.к. расширение мощностей не возможно, а состояние таково, что варить в дальнейшем пиво хорошего качества не представляется возможным.

Что же произошло с заводом?

Здесь варили не только пиво

Здесь варили не только пиво

Вот вам и ответ. Перекрёстное заражение.  Самое интересное, что и пиво в это время тоже производилось, не смотря на вроде бы сухой закон, введённый с началом Первой мировой войны.

Тем не менее, завод продолжает работать в плоть до начала Великой отечественной.

Минск оказывается в оккупации в первые же дни войны. Завод продолжает работать. Но пиво уже варят для нужд Вермахта.

На заводе действует крупная подпольная ячейка сопротивления. Но не долго. В 1942 году, всё минское подполье сдано Гестапо. Участники подполья арестованы и расстреляны вместе с семьями. На заводе висит мемориальная табличка сих именами. Повешена она ещё в советское время. Долго никто не мог сказать, что это за люди и почему к этой памятной доске не приходят их потомки. Только стараниями Надежды Михайловны была восстановлена историческая правда. Увы, приходить к памятной доске просто некому.

Советское время. Завод работает. Объединён с нынешней Крыницей.

Начало распада  СССР.  Завод опять оказывается на грани закрытия. И только вмешательство одной из депутаток первого созыва Народных депутатов (самой бывшей пивоваром) спасает ситуацию. Завод продолжает работать.

1994 год. завод акционируется и получает теперешнее название “Аливария”. На какое-то время это спасет ситуацию. Проводится реконструкция и модернизация. Но всё равно, пиво уже не конкурентоспособность на современном рынке. И  с 2005 ведутся переговоры по продаже завода тогдашней BBH (Baltic Beverages Holding). В 2006 завод входит в этот холдинг.

К чести “Балтики”, они ведут себя с вновь приобретённым заводом очень аккуратно. Все бренды сохранены. Проводится очередная модернизация. Ставят первый в республике “обратный осмос” для подготовки воды.

Всё это и не только, историю от самого начала и до современных дней мне поведала Надежда Михайловна.

Завод действительно очень маленький и буквально дышит историей.

Волшебная дверца

Волшебная дверца

В зданиях возведённых при Чапском продолжается производство. Но места реально не хватает.

Здание с "трубами" возведено при графе Чапском

Здание с “трубами” возведено при графе Чапском

К тому же, в постсоветское время,  у завода отчекрыжили часть территории.

Здание за трубопроводами уже не принадлежат заводу

Здание за трубопроводами уже не принадлежат заводу

Из-за проблемой с площадями, был придуман эффектный ход. Варочные котлы расположены один над другим.

Варочник

Варочник

Работники называют это “подводная лодка”. Действительно, узкие трапы между “переборками”, жара…

А под ним ещё один

А под ним ещё один

Именно из-за нехватки места,завод вынужден разливать часть пива не на своей территории. Нет места для установки баночной линии. В банку льют на “Двинском броваре”. Для перевозки пива используются такие “пивовозы”.

Пивовоз

Пивовоз

После экскурсии по заводу (Полностью фотки можно как обычно посмотреть в моём альбоме на Picasa). В отделе маркетинга была устроена спонтанная дегустация. Правда всего две марки – Золотое и ON ICE. Но в новом оформлении.

Аливария в новом оформлении

Аливария в новом оформлении

Что поразило, девушки из маркетинга, прекрасно разбирались в тонкостях дегустации. Пожалуй даже более профессионально, чем я ( я же любитель). Как оказалось, они все проходили тренинги по дегустации пива. Это правильно! Многим пивзаводам следовало бы поучиться. Если продвигаешь продукт – будь добр, разбирайся в нём “от и до”.

Золотое (Белоруссия) – 4,8% алк. Аромат сернистый, хлебный с оттенками красного яблока. Вкус сладковатый, солодовый. В послевкусии опять яблоко и немного хмеля на гортани. Оценка “С+”

On ICE (Белоруссия) – 4,4% Аромат СО2, солод. Вкус сладко-солёный с солодовым телом. Послевкусие пустое, солодовое с небольшим цитрусовым налётом. Пиво чисто для жары – утолять жажду. В своё время у нас продавалось плохо. Оценка “C”

Почему так мало пива на дегустацию? Где же знаменитый портер? А нет! Кризис очень и очень сильно сказался. Банально некуда разливать и нечего клеить на бутылки.

Не смотря на закрытость белорусской экономики, зависимость от импорта весьма велика. Потому в данный момент на заводе нет достаточного количества фигурных бутылок, кольереток, пробок  и т.д..  Белое Золото и Портер, увы, будут разливаться только через месяц. Не раньше.

Из-за падения национальной валюты, резко возрос внутренний спрос. Импортное (даже Российское) пиво стало очень дорогим. Но на полученные на внутреннем рынке белорусские рубли не купишь хмель, запчасти, этикетки и многое, многое другое. А валюту купить на эти фантики не реально.

В такой сложной ситуации оказалась не только Аливария, но и все белорусские производители.

После дегустации и общения с маркетологами, я отправился к генеральному директору – Михаилу Чеченеву.

Михаил человек занятой, так что времени на интервью было не очень много, но самые интересные вопросы всё же задал.

Михаил, как вы относитесь к современным технологиям в производстве пива? Нужно ли следовать известному Райнхайтсгеботу?

– Есть современные технологии, а есть история. Одно другого не отменяет. В первую очередь, пиво должно быть вкусным и безопасным. А всем апологетам Райнхайтсгебота наверное надо предложить ездить на телеге, а не на Мерседесах или Фордах. Это же исторически верно и даже экологично.

Вхождение завода в Carlsberg, это вынужденный шаг? Не потерял ли завод свою индивидуальность?

Я так считаю – в современном мире можно хорошо себя чувствовать либо мини пивоварней, либо в составе глобального холдинга. Те, из независимых, кто продолжает бороться за свою независимость – честь им конечно и хвала, но перспектив у них не много. А с Carlsberg (тогдашним BBH) у нас взаимная любовь. BBH дал огромный импульс в развитии нашего завода. Производство выросло в 2-3 раза! Завод не только не закрылся, но и стал брендом №1  в Белоруссии. По моему, это замечательно!

Знаменитая фигурная бутылка появилась одновременно с вхождением в Carlsberg. Это от литовского Швитуриса?

Швитурис здесь абсолютно не причём (достаёт из шкафа дореволюционную бутылку времён братьев Леккертов). Сравните! И герб и оформление. Так и было задумано. То, что у Швитуриса герб похож… ну это их дело.

Как влияет на пиво, запрет на использование импортного солода в Белоруссии? Из-за этого приходится добавлять несоложёнку?

Когда есть выбор, это всегда хорошо. Но мы играем по тем правилам, какие есть. И если вы видите в нашем пиве несоложёные добавки (рис, кукурузу, сироп), то это отнюдь не для удешевления. Такова рецептура. Они дают определённый вкус. К примеру “страшный” фруктозный сироп, мы покупаем за границей, и он очень дорогой. И кукруза дороже местного солода. Это однозначно не для удешевления.Любой сбраживаемый продукт имеет право применяться в пивоварении. Можно и из чистого солода и хмеля сварить такую ерунду. Главное соблюдение технологии. Белок и посторонняя флора – вот враги пива.

Имеющийся экономический кризис в Белоруссии, как он окажет влияиние на рынок пива? Будет ли его передел?

Не думаю. “Свободными” остались только три завода. Из них, какой-то интерес представляет только “Крыница”. Но захочет ли кто-то из гигантов вкладывать деньги при столь туманных экономических и политических перспективах? Сомнительно.

Сейчас все испытывают трудности. Но есть и положительная составляющая. Люди обратили внимание на отечественное пиво и с удивлением обнаружили, что оно ни чуть не хуже импортного. Спрос вырос.

После этого небольшого интервью, порешав свои вопросы, я покинул гостеприимную Аливарию.

О пиве в Минске и “как там вообще” расскажу завтра.

13 комментариев
0

13 комментариев

Inhaler 29 июня 2011 - 23:47

Всегда обидно когда компании с такой историей как Аливария переживают тяжелые времена, главное что не смертельно.

Boojum 30 июня 2011 - 3:47

Inhaler, в другой стране они бы давно вывели производство в какую-нибудь промзону (где ей и место), а историческое здание превратили бы или в лофт или в отель или в кабак. Ну а тут у них руки связаны были.

Djons 30 июня 2011 - 21:41

Boojum – ключевое слово “в другой стране”. Естественно напрашивается мысль на открыти6е дополнительного производства вне города. Но когда земля не может быть в собственности и вообще творится чёрт знает что, кто будет вкладывать деньги?!

MRB 30 июня 2011 - 8:46

Очень интересует такой вопрос: когда же снова станет доступен портер? )))

Djons 30 июня 2011 - 21:39

MRB – надеюсь, что как и сказали – 20-22 июля. Разливать будут в прозрачную бутылку от Lite (других нет). Но главное, что бы был.

Inhaler 30 июня 2011 - 21:42

Boojum
Это то понятно) А кабак интересная идея, у баров в исторических зданиях с соответствующим антуражем есть своя романтика.

Inhaler 30 июня 2011 - 21:45

Djons
Да уж, свое дело в Беларусии дело непростое и рискованное, а жаль. Такая политика государства загубила очень много перспективных начинаний.

Boojum 30 июня 2011 - 21:50

Djons, да вот в том то и дело что жаль предприятие:(
Inhaler, мне лофт больше нравится. Я бы с удовольствием жил в таких аппартаментах. 🙂

Бухалоцефал 30 июня 2011 - 22:23

Почему все компании так стараются отделаться от портера? Крыничный я не видел в продаже года так с 2009-го. Балтика теперь тоже решила не возить Б6 (заодно и Б4, и Б8) в регионы. Что делать и куда бежать? Это ведь пивная контрреволюция и саботаж!

buzz 1 июля 2011 - 1:38

Djons, спасибо за репортаж. Вот бы вас в Ереван занесло, на “Ереванское пиво” =)

Orkkh 1 июля 2011 - 21:26

в Гомеле встретилась баночная Аливария производства питерской Балтики (в целом – похоже на минскую). глобализация-с.
а вообще, в Беларуси всё больше ощущается присутствие Хейнекена (Бобров, Речицкое). Дико жаль, что самобытная Речица вкус свой потеряла безвозвратно.

Inhaler 2 июля 2011 - 2:30

Boojum
Да тут любой вариант-беспроигрышный.

LaBEERint 5 июля 2011 - 19:32

Прекрасный репортаж!

Комментарии закрыты

Вам может понравиться