К началу XVII века цистерианский орден, сам основанный как реакция на упадок нравственности и благочестия в бенедиктинском монашестве в XI—XII веках, вступил в период кризиса, который выражался как в упадке и сокращении численности монастырей, так и в ослаблении соблюдаемых правил. В 1615 году аббат Клерво Д. Ларжантье реформировал один из главных центров ордена аббатство Клерво, восстановив там строгую дисциплину. В последующие десятилетия ещё ряд монастырей провели схожие реформы, но главной движущей силой реформы, приведшей к появлению «Ордена цистерцианцев строгого соблюдения», стал монастырь Ла-Трапп. Реформы восстанавливали строгое соблюдение устава св. Бенедикта, обязательный физический труд монахов, строгие правила молчания, обет безбрачия и другие аскетические практики, в числе которых резкое ограничение обильности и разнообразия монастырских трапез. Реформированные цистерцианцы стали известны как «трапписты».
Решительные реформы настоятеля монастыря А.-Ж. ле Бутилье де Рансе, проведённые им в Ла Трапп в 1664 году вызвали одобрение многих влиятельных лиц церкви и привели к появлению других монастырей с аналогичными правилами, так, в числе прочих, появился и монастырь Нотр Дам де Скурмо, основанный в 1850 году. Обычной практикой для монастырей являлось ведение собственного хозяйства, скотоводство, производство сыра и пива, и уже в 1862 году было начато производства сыров и пива Шиме, по названию небольшого городка, близ которого расположился монастырь. В этом году пивоварне исполнилось 150 лет и мне посчастливилось побывать на праздничной церемонии, познакомиться с монастырем и, конечно, с самой пивоварней.
Вокруг монастыря очень много зелени, тихие и красивые дорожки способствуют умиротворенным прогулкам.
Напротив колосится пивоваренный ячмень, но это не владения монахов, ячмень выращивают местные фермеры.
Площадь монастыря небольшая, во дворе все компактно и аккуратно.
В монастырь могут попасть все желающие – паломники, туристы. При входе работает церковная лавка, на территории монастыря есть и помещения для паломников, где они могут остаться на ночь.
Сама пивоварня находится в этом сером здании. По причине нехватки места, а также с целью исключить посторонние шумы в столь тихом месте здесь находится лишь варочное и бродильное производство, цех розлива расположен в 12 километрах от монастыря, там же пиво дображивает на складе (в бутылках). Пиво с пивоварни в цех розлива ежедневно перевозят пивовозы.
В качестве сырья используется самый обычный гранулированный хмель, как правило предпочтение отдается местному бельгийскому хмелю, но когда его стоимость из-за неурожаев или по другим причинам растет, пивовары не брезгуют и немецким. Солод закупается также в Европе.
На пивоварне большая высокотехнологичная лаборатория, оснащенная самыми современными, дорогостоящими приборами.
Именно здесь кипит ежедневная сложнейшая во всей цепочке производства работа.
Почему? Все очень просто. Секрет вкуса пива Шиме – это не солод и хмель, оттого монахи и не скрывают, что покупают стандартизованные европейские сорта. Секрет в используемой воде и штаммах дрожжей.
Дрожжи, живые организмы, они здесь особенные, именно для сохранения этого секрета здесь столько современной техники: электронные микроскопы, анализаторы пива, всевозможные спектрофотометры и температурные шкафы для выращивания дрожжей.
На экране ноутбука изображение с электронного микроскопа (есть в лаборатории и еще более мощный) – это как раз те самые дрожжи.
Именно здесь, в лаборатории, больше всего времени проводят монахи, во всей цепочке производства пива – эта часть важнейшая. Остальные операции (варка, брожение, дображивание) по силам наемным технологам и рабочим.
В сейфе на дальнем плане святая святых – чистые штаммы дрожжей, хранятся при постоянной температуре в стерильной среде. Код замка доступен только работающим на пивоварне монахам.
В этом же здании непрерывно работает варочное отделение. Пивоварня производит много пива, линия розлива выдает на гора до 50 тыс бутылок в час!
Большая часть этих варочных чанов находится этажами ниже.
Солод задается в затор автоматически, также автоматически добавляется и хмель.
Дробина после фильтрации затора поступает на корм животным, вот такое безотходное производство. Кстати, монахи беспокоятся о сохранении природы. Стеклопосуда используется многократно, электричество для функционирования пивоварни и цеха розлива в немалой части произведено из природной энергии (на крыше за пивоварней – солнечные батареи, неподалеку от цеха розлива установлены огромные ветряки).
Мощнейший гидравлический пресс делает процесс фильтрации быстрым, пивоварня работает практически непрерывно, чтобы загрузить производительную линию розлива.
Оборудование контролируется из операторской, причем на выходе расположена огромная сенсорная панель, с помощью которой можно управлять и следить за всеми процессами на пивоварне.
А это вовсе не яичница – это идет аэрация свежесваренного сусла, после этого добавляются дрожжи и начинается брожение.
Для брожения используются ЦКТ объемом 106 тыс. литров каждый. Есть и несколько объемом поменьше. Всего на пивоварне чуть больше 30 танков. Брожение идет недолго – от 4 до 8 дней в зависимости от сорта пива.
На таких блестящих пивовозах-прицепах пиво несколько раз в день доставляют в цех розлива.
Цех розлива – современное предприятие, автоматизированное и мало чем отличающееся от других себе подобных.
Ящики и стеклобутылки используются многократно, мощные моечные машины и системы контроля качества не позволяют пропустить на розлив грязные или дефектные бутылки.
Поставленная на конвейер дефектная бутылка тут же была отвергнута строгой автоматикой.
После розлива этикеровочная машина наклеивает на бутылки этикетки, затем автоматика проверяет их наличие и полноту налива, дефектные бутылки уходят с конвейера.
Также роботизированы операции укладки бутылок в ящики и укладка ящиков на паллеты.
Единственные ручные операции – это сборка картонных коробок (пластиковые ящики для местного рынка – это оборотная тара, за рубеж пиво отправляется в обычных картонных коробках), и отгрузка готовых паллет на склад.
Склад просто огромен. Наверное, читатель уже догадался почему? Я же расскажу об этом во второй части репортажа, которая будет не менее интересной.
Выражаю безмерную признательность коллективу пивоварни Шиме, эксклюзивному импортеру прекрасного пива Шиме в Россию – Московской Пивоваренной Компании и Константину Боксеру лично.
Вячеслав Ветелев, июнь 2012
Продолжение следует…
4 комментария
Понятно, что дображивается в бутылке, как и большинство траппистов, а интересно какие ТТХ были перед розливом в бутылку и сравнить их с конечными.
Такие тонкости нам не сообщали, полагаю, что в момент перелива пива в бутылку оно уже завершило активное брожение, там почти не остается сахаров. На дображивании, как мне кажется, пиво становится крепче на 0,5-1%, карбонизируется за счет оставшегося сахара. Думаю, тут у всех примерно одинаково – если много сахаров оставить в пиве и разлить его по бутылкам, их разорвет просто от давления.
Спасибо за репортаж, видно что не только постом и молитвою жили монахи)
Пожалуйста поправьте чтобы не вводить в заблуждение читателей, используются не “электронные микроскопы” а обычные оптические, оборудованные видоезахватом (дрожжи все таки не вирусы чтобы их в электронный микроскоп изучать)
ps про давление – при шампанизации 20 г/дм3 сахара дают около 5 атм при полном сбраживании.
Круто – обычным смертным таких экскурсий не проводят.
А вы ничего не слышали про день открытых дверей в конце августа? Будет он, или нет? На сайте пока нет никакой информации.
Комментарии закрыты